Разворовывание субсидий: пути выхода из кризиса
Крупные хищения государственных субсидий в сельском хозяйстве стали, будто, нормой для Казахстана. Заголовки новостей напоминают криминальные сводки. Воруют субсидии на семена, на обводнение пастбищ, на племенное животноводство... Факты фиксируют почти в каждом регионе страны. Министры один за другим сменяют друг друга, а ситуация с годами не меняется. О том, что необходимо предпринять, чтобы сломить тенденцию и максимально снизить коррупционные риски, агентству «АПК Новости» рассказал эксперт - президент Национального союза сельхозкооперативов Казахстана Мырзахмет Уксикбаев.
«Мы детально проанализировали эффективность существующего механизма субсидирования и пришли к выводу, что за последние 7 лет среднегодовые объемы только по инвестсубсидиям выросли в 5,3 раза, увеличив среднегодовые объемы частных инвестиций в АПК в 6,4 раза», - отметил эксперт.
Положительный эффект достигнут, например, в птицеводстве. Так, за последние 10 лет объемы субсидирования мяса птицы увеличились в 3,1 раза, а объемы производства – в 2,8 раза. Это привело к снижению доли импорта с 62% до 40%.
Аналогичный эффект получен и в яичном птицеводстве. За последние 10 лет объемы субсидий здесь увеличились в 1,3 раза, и страна достигла самообеспеченности по яйцу. Хотя в 2011 году доля импорта составила примерно 30%.
Субсидирование скотоводства. Увод госсредств
Неплохие показатели достигнуты в молочном скотоводстве. За последние 10 лет объемы субсидирования здесь увеличились почти в 5 раз. За этот период объемы производства молока в агроформированиях увеличились в 2,5 раза.
В основном субсидии выдавались на конечную продукцию, и данные виды субсидий оправданы, так как эти виды субсидирования менее коррумпированные, считает М.Уксикбаев.
Остальные направления субсидирования менее эффективные и, к сожалению, год за годом мы видим различные схемы «увода» государственных денег.
«Например, часто мелькают скандалы по субсидированию, так называемой «селекционно-племенной работы в мясном скотоводстве», объемы которой за последние 10 лет увеличились в 6 раз.
В частности, по программе повышения экспортного потенциала мясного скотоводства, согласно которой в 2016 году страна должна была уйти от импортозависимости и довести ежегодные объемы экспорта говядины до 60 тысяч тонн.
К сожалению, на сегодняшний день импортозависимость по говядине остается на прежнем уровне. В прошлом году объем экспорта составил не более 7 тысяч тонн, тогда как объем импорта был на уровне 19 тысяч тонн», - сказал глава Национального союза.
Кроме того, большие объемы субсидий, не привели к адекватному повышению генетического потенциала скота.
Согласно отчетным данным, удельный вес племенного скота в мясном скотоводстве за последние 10 лет увеличился с 23% до 70%. Однако, 90% этого племенного скота имеет статус 2-й категории, которые не имеют данных о родословных по материнской линии, т.е. априори не могут быть племенными. И на этот пробел обращают внимание страны ЕАЭС.
Кстати, «АПК Новости» писали об этой схеме обогащения, указав даже ссылки на статьи Закона, согласно которым узаконена данная схема.
Поддержка растениеводства. Коррупция из-за неэффективности
За последние 10 лет ежегодные объемы субсидий, выделенные на развитие растениеводства, увеличились в 27,8 раза. При этом, урожайность основной культуры зерновых осталась на уровне 10-летней давности, т е. порядка 12-13 центнеров. За этот период, например в Канаде, со схожими природно-климатическими условиями, урожайность повысилась на 28% и достигла 38 центнеров с гектара.
«Основная причина такой ситуации кроется в неэффективном механизме субсидирования. По вышеуказанным позициям субсидировались в основном промежуточные технологические процессы, которые не имеют четких индикативов и инструментов контроля их эффективности. Поэтому неслучайно именно эти направления субсидирования имеют высокий уровень коррупционных рисков.
По этим видам государственной поддержки приходится 41% всех коррупционных правонарушений от общей системы субсидирования.
Кроме того, получатели субсидий не имели никаких обязательств по достижению каких-то производственных показателей и стабилизации цен на продукцию.
По сути дела, получать субсидии и ни за что не отвечать, стало для многих нормой жизни », - отметил М.Уксикбаев.
Власти все знают, но ничего не могут сделать?
Учитывая все эти проблемы, Президент страны дал поручения по совершенствованию механизма субсидирования в АПК. Он поручил переориентировать субсидии с трудноконтролируемых и не имеющих четких индикативов - на конечную продукцию, т.е. нацелил на эффективность и четкость, путем закрепления встречных обязательств для получателей с действенными инструментами контроля со стороны уполномоченного органа.
«К сожалению, такой подход по сегодняшний день не поддержан на уровне Правительства.
Неоднократное обсуждение различных вариантов реформирования механизма субсидирования, как в социальных сетях, так и в рабочей группе, вызвало негативную реакцию со стороны не только сельхозтоваропроизводителей, но и местных исполнительных органов.
Звучат различные доводы, например, что передача товарно-специфических субсидий на уровень местных бюджетов будет равноценна их отмене», - сказал эксперт.
Согласитесь, в этой ситуации для снижения накала общественного недовольства можно было бы пойти на сохранение ныне действующего механизма субсидирования, проведя косметическую корректировку его отдельных положений с целью минимизации существующих коррупционных рисков. Однако такой подход был бы заведомо ущербным, т.к. осталась бы неизменной его неэффективная сущность.
Что делать?
Исходя из этого, необходимо рассмотреть новые подходы механизма субсидирования, где максимально учитываются не только сегодняшнее настроение аграриев, но и нынешняя экономическая ситуацию в стране.
Первое. Необходимо сохранить основные виды нынешнего инвестиционного субсидирования и минимизировать их коррупционные риски. При этом, надо разделить данный вид субсидирования на 3 группы.
Первая – строительство новых производств.
Вторая – модернизация существующих производств с целью их технического, технологического перевооружения и расширения.
Третья – приобретение новой техники для обновления технического парка сельского хозяйства.
Второе. Вместо субсидирования промежуточных технологических процессов (минеральные удобрения, пестициды, семена, а также все виды селекционно-племенной работы, за исключением приобретения племенного маточного поголовья, а именно КРС нетелей с подтверждением стельности не менее 3 месяцев и аналогично в других направлениях животноводства) надо субсидировать производство конечной продукции, увеличив их норматив за счет перераспределения высвободившихся средств.
При этом обязательным условием получения субсидий должно стать взятие встречных обязательств по гарантированной поставке необходимых объемов основных социально-значимых видов продовольственных товаров на внутренний рынок по стабильным ценам на основе форвардных контрактов, включая ведение селекционно-племенной работы в животноводстве и севооборота в растениеводстве (не снижение плодородия почвы и т.д.).
Такой подход с одной стороны приведет к максимальной загрузке перерабатывающих мощностей, а с другой, через авансирование форвардных контрактов позволит в определенной степени снять существующую проблему обеспечения сельхозтоваропроизводителей оборотными средствами, т.е. получению ими практически беззалоговых кредитов.
На практике субсидирование конечной продукции доказало свою высокую эффективность, например молока, яйца.
Третье. Сохранить и расширить такие направления субсидирования как удешевление ставки вознаграждения кредитов, страховых взносов, гарантирования займов.
Четвертое. Ввести новый вид субсидирования как субсидирование внедрения в производство результатов научной и научно-технической деятельности.
Пятое. Четко определить виды субсидирования, которые будут финансироваться за счет местных бюджетов. В частности, надо передать в их ведение такие виды субсидирования, как удешевление стоимости подачи поливной воды для машинного полива и капельного орошения, обводнение пастбищ, субсидирование грубых кормов при ЧС и аномальных погодных условиях, а также осуществление доплаты при инвестсубсидировании.
Шестое. Компенсировать отменяемые виды субсидирования путем выдачи льготных среднесрочных и долгосрочных кредитов, разрабатывая и внедряя новые кредитные продукты, направленные на решение проблемы их доступности для широких слоев сельхозтоваропроизводителей.
Седьмое. Ввести новый вид субсидирования, как субсидирование услуг сельхозкооперативов (в том числе кооперативов ЛПХ), оказываемых своим членам (с принятием соответствующей законодательной базы об ЛПХ).
«Такой комплексный подход позволит, с одной стороны, оптимизировать и систематизировать существующий механизм субсидирования, максимально снизить коррупционные риски, учесть пожелания основной части сельхозтоваропроизводителей, а с другой - в значительной степени сохранить преемственность политики господдержки и тем самым снять возникшую напряженность на местах», - заключил Мырзахмет Уксикбаев.
Источник apk-news.kz
Ежегодный Форум Птицеводов
Оставить заявкуКниги
Открыть архив книгПодписка на новости
Оформите подписку и будьте всегда вкурсе свежих новостей
Если у Вас есть вопрос, связанный с птицеводством в Казахстане, или же Вы хотите стать нашим партнёром, то пожалуйста заполните онлайн-форму.
Задать вопрос