Птичий грипп: одичавший вирус
2020 год выдался очень сложным – к пандемии коронавируса добавились распространяющиеся эпизоотии: птичьего гриппа, болезни свиней. Поэтому неудивительно, что темой номер один форума стало обсуждение борьбы с напастью, поставившей под удар развитие отрасли в обширных регионах РК. И вот о том, как ширина протектора влияет на распространение одной из самых контагиозных болезней птиц, какие меры профилактики необходимы для ее обуздания, об изменениях госполитики в области сохранения поголовья на частных подворьях и птицефабриках, а также о горьком и положительном опыте говорили на вебинаре, организованном Союзом птицеводов в рамках онлайн-форума.
Как отметил открывший мероприятие Руслан Шарипов, глава Союза птицеводов РК, ученые и практики собрались для того чтобы обсудить эпизоотическую ситуацию по ГП в мире и в стране, а также меры профилактики и борьбы с болезнью.
Куры государственной важности
Но сначала – несколько цифр от Минсельхоза. Мадияр Ахметов, представитель Комитета ветконтроля и надзора МСХ РК, отметил, что драматизировать ситуацию не стоит. Да, то, что в восьми областях РК (Акмолинской, Жамбылской, Карагандинской, ВКО, Костанайской, Павлодарской, СКО, Алматинской), в частных подворьях погибло 26 687 голов и еще 1 086 296 голов на птицефабриках (ТОО Бишкульская», ТОО «Агроинтерптица», ТОО «Адель-Кус», ТОО «Алсад Казахстан»), конечно, нанесло значительный ущерб птицеводческой отрасли в регионах, но в республиканском масштабе эти потери не столь существенны. Ведь в РК на сегодняшний день насчитывается 45,7 млн голов птиц, из них 14,7 млн живут в частных дворах и 31,4 млн птиц содержится на птицефабриках, а процент смертности по республике составил после этих невеселых событий 2,3%. Что же касается производства, то вышеуказанные птицефабрики «уронили» объем производства яиц по стране примерно на 5%.
Но тем не менее правительство довольно серьезно отреагировало на вспышку болезни: в соответствии с планом противоэпизоотических мероприятий на 2020 год в профилактических целях исполнена на 100% покупка 3 377 900 доз вакцины против гриппа птиц, а для проведения вакцинации выделено 2,4 млн долл. Кроме того, за счет средств экономии дополнительно выделено 2 млн для приобретения доз, направленных для проведения вынужденной вакцинации в восемь областей и три города республиканского значения. На местах специалисты республиканского противоэпизоотического отряда проводят комплекс мероприятий по изъятию и уничтожению павшей и контактной птицы, дезинфекции помещений и дворовых территорий и возмещению стоимости владельцам птиц, павших от птичьего гриппа. На сегодняшний день возмещена стоимость 34 844 голов из поголовья умерших и контактных птиц владельцев ЛПХ на сумму 129 814 972 тенге и 246 177 голов – юридическим лицам на сумму 240 064 519 тенге.
Подобные меры были реализованы в рамках новой госполитики в сфере контроля за распространением высокопатогенного гриппа птиц, об основных направлениях которой рассказала Байшагуль Байкара, научный сотрудник ТОО «Казахский НИИ ветеринарный институт»:
– Анализ сезонных миграций диких птиц показывает, что через территорию нашей страны проходит три основных пути миграции: с пакистанских зимовок, с индийских зимовок, с южно-европейских и североафриканских зимовок. Путь птиц пролегает через такие государства, как Испания, Андорра, Италия, Мальта, Марокко, Кипр, Судан, Египет, – все эти страны боролись с птичьим гриппом в период с 2000 по 2016 год.
Поэтому согласно новой стратегии по контролю распространения высокопатогенного птичьего гриппа в РК начиная с весны 2019 года финансируется вакцинация родительского стада у путей миграции диких птиц и в хозяйствах населения, расположенных в радиусе 20 км от птицефабрик. В то же время проводится 15 200 диагностических исследований.
В угрожаемой зоне производится дезинфекция яиц, предназначенных для инкубации или реализации в торговых сетях. В случае обнаружения случаев ГП главный санврач района определяет границы очага, отбирает патологический материал на исследования. В районе прививают всю домашнюю птицу инактивированной вакциной с последующим контролем иммунитета. Всю поступающую птицу вакцинируют против ГП и запускают в общее стадо не ранее чем через 28 суток.
Запрещается проведение профилактической вакцинации птицы против ГП, организуется клиническое наблюдение за здоровьем птиц, лабораторных исследований на наличие антител к вирусу гриппа с обязательным определением подтипов.
Мероприятия по профилактике высокопатогенного гриппа птиц:
– для дальнейшего недопущения заноса и распространения инфекции на территории РК необходимо проводить мероприятия в соответствии с требованиями МЭБ: организовать непрерывно действующую систему надзора и формально организованную процедуру оперативного отбора проб у подозрительных птиц с экспресс-доставкой в лабораторию для постановки диагноза;
– программа действия ранней тревоги, действующая по цепочке «производство – реализация – переработка». В подозрительных случаях персонал ферм, находящийся в контакте с домашней птицей, обязан сообщать оперативно в ветеринарные органы обо всех подозрениях на грипп птиц;
– на постоянной основе проводится анализ эпидобстановки ГП в странах ближнего и дальнего зарубежья;
– вводятся ограничения на поставку птицеводческой продукции, кормов и кормовых добавок для птиц;
– производятся наблюдения за ГП в местах сбора полевых материалов во время весенних и осенних скоплений и зимовок диких птиц;
– осуществляется отбор биологических проб в соответствии с рекомендациями ВОЗ и МЭБ, в том числе у диких гусей, лебедей и чаек.
Летят перелетные птицы – они и приносят нам грипп…
Но только ли приграничным регионам РФ и РК так не повезло в этом году? По данным Алексея Фролова, ведущего специалиста НПП «Авивак», инфекция широко шагает по планете.
В мире высокопатогенный грипп птиц затронул в 2020 году следующие страны: в Азии – Китай, Индию, Ирак, Израиль, Казахстан, Филиппины, Вьетнам, Саудовскую Аравию и Тайвань; в Европе – Болгарию, Чехию, Германию, Венгрию, Польшу, Румынию, Россию, Словению, Украину, в Африке – Нигерию, ЮАР, Египет, а также Австралию и США.
Если говорить о распространенности в странах ЕС, то в Венгрии зарегистрировано 258 очагов (более 1,6 млн голов), в Польше – 36 очагов (более 0,5 млн голов), Болгарии – 8 очагов (178 тысяч голов). Для небольших стран эти потери значительны.
Высокопатогенный грипп птиц в 2020 году в РФ также во весь голос заявил о себе: зарегистрировано 85 очагов ГП, уничтожено более 2 млн голов в 10 субъектах РФ: Омская область – 44 очага (более 1,5 млн голов), Тюменская область – 15 очагов (более 1 тысячи голов), Курганская область – 13 очагов (более 2,6 тысячи голов), Челябинская область – 4 очага (менее 1 тысячи голов), Карачаево-Черкесская республика – 1 очаг (более 170 тысяч голов), Республика Татарстан – 3 очага (более 6,7 тысяч голов), Костромская область – 1 очаг (более 14 тысяч голов), Ростовская область – 1 очаг (более 1 млн голов).
Что же касается прогнозов развития или затухания сезонной эпизоотии, то, по словам спикера, вирусы гриппа всегда были, есть и будут на протяжении долгой истории сосуществования птиц, животных и людей. Их распространение напрямую зависит от того, насколько благополучна по заболеваемости эпидситуация в дикой природе – именно это определяет, заразится ли в больших объемах домашняя птица. Уменьшиться вспышки высокопатогенного птичьего гриппа могут лишь после формирования популяционного иммунитета у дикой птицы, и пока процесс его формирования происходит, будет лихорадить и поголовье птицы домашней. Эволюция вируса гриппа и его контагиозность проистекают из небольшого времени жизни поколения птиц и значительного размера их популяции в неблагополучных регионах.
Но если говорить о наблюдении за ситуацией со стороны ветеринарного сообщества, то здесь придется упомянуть его слабые стороны – мы видим лишь то, что способны и хотим видеть по причине неполных возможностей диагностики, проведение же мониторинга не всегда дает корректные результаты, поскольку исполнители часто не готовы признать факты заражения своего поголовья ГП и могут пойти даже на сокрытие информации о его гибели, поскольку птицеводство – высококонкурентная отрасль.
Далее докладчик тезисно остановился на основном комплексе мероприятий по недопущению распространения инфекции на территории птицеводческих хозяйств.
Так, рисками заноса вируса ГП на частные подворья являются:
– единая кормовая база домашних и диких птиц;
– контаминированные инфицированным пометом корма, водоросли, потроха рыб;
– охотничьи трофеи;
– принос на подворье инфицированных диких птиц.
Транспорт
Вероятность заражения птицефабрики ГП определяется глубиной протектора непосредственно на транспорте, поэтому въезд на территорию птицефабрики и выезд из нее для постороннего транспорта без согласования с ветврачом должен быть категорически запрещен. До въезда на территорию на отдельной площадке необходимо смыть грязь, зимой – сбить лед с кузова и защиты колес. Машина должна попадать на птицефабрику только преодолев сквозной дезбарьер с обработкой колесной базы.
Дезбарьер должен быть:
– закрыт сверху и с боков по длине;
– иметь длину не менее 12 метров – 2,5 оборота самого большого колеса, которое используется в СХ;
– глубину раствора дезинфектанта не менее 30 см;
– заполнен дезраствором в соответствии с уровнем загрязнения и погодными условиями (раствор формалина и каустика эффективен только в теплое время года).
Корма
Неизвестны условия первичного хранения зерна, поэтому необходимо проведение термической обработки, а в случае ее невозможности – введение дезинфектантов в корм. Допуск диких и синантропных птиц как к компонентам, так и непосредственно к комбикорму должен быть исключен. Недопустима скупка дешевых компонентов кормов из хозяйств, неблагополучных по ГП.
Вдох глубокий, клювы шире
По мнению Татьяны Рождественской, директора по науки компании НПП «Авивак», причиной многих болезней промышленного птицеводства является респираторный синдром. Он особенно губителен, поскольку на птицефабриках объектом является высокопродуктивная птица. Ее селекционированная высокая продуктивность имеет и оборотную сторону – требовательность в уходе, необходимость трепетного отношения, поскольку при любых сбоях и малейших нарушениях режима происходит снижение естественной резистентности организма птиц, что способствует проникновению микрофлоры в организм и усилению ее негативных биологических свойств, что крайне чувствительно влияет на здоровье птиц.
К тому же сейчас работа ветврачей осложняется тем, что происходит изменение вирулентных свойств возбудителя: если мы раньше сталкивались, к примеру, с патереллезом и могли ясно определить его клиническую, патанатомическую картину, что позволяло сразу оперативно отреагировать и определиться с методами борьбы, то сейчас, как правило, сталкиваемся с тем, что возбудители ведут себя схоже. Во многих случаях мы наблюдаем симптоматику респираторного синдрома, но какова его этиология – то ли это нарушение технологии, то ли это биологические свойства возбудителя изменились, трудно сказать, и поставить диагноз очень сложно. К тому же зачастую специалисты сталкиваются с несколькими инфекциями одновременно, и они усиливают свойства друг друга, и поэтому правильно поставить диагноз и разработать методы лечения бывает сложно. И это приводит к тому, что наша профилактика, направленная на борьбу с вирусными агентами, которая сопровождается вакцинацией, не срабатывает в должной степени, мы не получаем того иммунитета, который бы хотели, а поскольку птица недостаточно защищена, и мы ходим по кругу. На протяжении всего периода выращивания птицы мы боремся за ее здоровье, но не можем понять, что послужило первопричиной заболеваний, почему происходит развитие респираторного комплекса. Стоит еще раз перечислить предрасполагающие к этому вирусные иммунодепрессивные заболевания: ГП, инфекционная бурсальная болезнь, вирусная анемия цыплят, болезнь Марека.
Особое внимание спикер обратила на недопустимость бесконтрольного применения антибиотиков: это не может быть профилактикой, а только лечением, в противном случае использование антибиотиков без четко выраженных показаний приведет к нарушению белкового обмена, снижению иммунитета птицы, что откроет ворота для бактериальных или вирусных агентов, в том числе ГП.
Если близко воробей – мы зарядим пушку
И это отнюдь не лишняя предосторожность: отсутствие доступа синантропных и диких перелетных птиц к территории птицефабрики, а особенно к кормам, снижает на порядки вероятность пострадать от смертельного вируса.
Эта мера и другие барьеры ограничительного свойства помогли противостоять инфекции в ТОО «Жас Канат-2006», директор которого Кайрат Маишев поделился своим опытом:
– На фабрике «Жас Канат-2006» с птичьим гриппом столкнулись с начала работы – в 2006 году, нам это заболевание знакомо, но, поскольку скорость распространения и агрессивность инфекции значительно возросли, ситуацию приходится держать в жестких рамках. Каждую осень и весну готовимся к заболеванию – в качестве эффективной внутренней меры усиливаем биозащиту. Вход сотрудников – только через санпропускник с обработкой, обрабатываем технику на въезде-выезде, технологический процесс построен так, что контакта между подразделениями нет, посторонних людей тем более нет. У нас даже форма по цветовой гамме у сотрудников подразделений разная, и на камерах видеонаблюдения я вижу, где находятся на своих рабочих местах сотрудники подразделений. Те, кто работают со взрослыми птицами – в одной форме, с молодняком – в другой, в цехе готовой продукции – в третьей. Конечно, работают на полную мощность и спреи, каждую единицу техники обрабатываем душем и прогоняем через дезбарьер, внутренняя техника обрабатывается полностью. Ведем работу с сотрудниками: они не держат большое поголовье домашних птиц, весной и осенью служба безопасности и ветеринары отслеживают состояние птиц в близлежащих поселках. Также на предприятии есть пушки, которые отпугивают диких птиц, и естественно, все складские помещения закрыты, кормовые зоны закрыты. Что же касается вакцинации – мы решили, что будем вакцинировать молодняк в суточном возрасте и в возрасте 90 дней, а промышленной стадо мы не затронули, так как остальные 1 млн 300 тысяч голов здоровы.
А вот Александру Прядко, гендиректору ТОО «Фирма Алекри», не повезло – коварная инфекция за считанные дни выкосила все поголовье.
– В нашем регионе по птичьему гриппу была долгое время благополучная обстановка, и это усыпило бдительность и наших ветеринарных врачей, и чиновников. Мы не получали ни рекомендаций, ни обещанных вакцин. Основной причиной бедствия я вижу то, что наше стадо не было привито от птичьего гриппа, и узнав о вспышках болезни в других регионах, решили провакцинировать только молодняк. Но было уже поздно – за 10 дней поголовье пало. Мы пережили эту потерю, и руки опускать сейчас просто нельзя.
На новый уровень вывели на предприятии соответствие санитарным нормам: реконструировали санпропускник – расширили его с 48 до 98 мест, увеличили площадь душевых, приобрели тоннели с опрыскивателем антисептиком, реконструировали транспортный дезбарьер. Теперь туда входит полностью фура, и в зимний период полностью обрабатываются фуры длиной более 18 метров. Приобрели также генераторы горячего и холодного тумана, шесть пылесосов марки «Керхер» для мойки, в каждом корпусе свой.
После утилизации падежа была, конечно же, проведена генеральная чистка – мойка и обработка всех зданий и сооружений, которые находятся на территории фабрики, с дезотрядом и самостоятельно, в настоящее время карантин с предприятия снят.
Во избежание нежелательных контактов все сотрудники, которые работают с молодняком – слесари, птичницы – доставляются на предприятие отдельным транспортом, отдельно питаются и не контактируют с другими. Очень хорошая идея про разные цвета униформы, высказанная Кайратом Маишевым.
В заключение хочется сказать о том, что нужна корпоративная солидарность в вопросах противостояния болезням, ведь если бы мы больше общались с коллегами, то удалось бы отделаться меньшим ущербом, а так в СКО четыре птицефабрики из пяти столкнулись с этой проблемой и вышли с чувствительными потерями.
Обсуждение казахстанских птицеводов поддержали их коллеги из Кыргызстана и Узбекистана. Пулат Рахматуллаев, замдиректора Ассоциации птицеводов Узбекистана, и Аскандыр Жунушов из института биотехнологий НАН КР, выразили обеспокоенность тем, что в их странах птицеводство в основном представлено в личных хозяйствах граждан, и поэтому эпизоотия птичьего гриппа может принести большие убытки. Но тем не менее в Узбекистане вакцинируются бройлеры, несушки и родительское стадо от низкопатогенного штамма, а общими проблемами отрасли, по словам представителя Узбекистана, являются резкое повышение цен на корма и недостаточный уровень квалификации ветеринарных кадров.
Татьяна Смелова
Источник: https://agbz.kz
Ежегодный Форум Птицеводов
Оставить заявкуКниги
Открыть архив книгПодписка на новости
Оформите подписку и будьте всегда вкурсе свежих новостей
Если у Вас есть вопрос, связанный с птицеводством в Казахстане, или же Вы хотите стать нашим партнёром, то пожалуйста заполните онлайн-форму.
Задать вопрос