Главная / Новости / Птичий грипп: чем опасны осложнения для отечественного птицеводства

Птичий грипп: чем опасны осложнения для отечественного птицеводства

calendar02.02.2021 calendar03:02

2020 год ознаменовался не только пандемией коронавируса, но и мощной и внезапной вспышкой птичьего гриппа в нашей стране. О том, прошло ли отечественное птицеводство проверку на прочность, первоочередных мерах по развитию отрасли, способных минимизировать результаты бедствия и как сделать вторую волну менее вероятной, рассказывает председатель Союза птицеводов РК Руслан Шарипов.

– Руслан Исмаилович, скажите, волна птичьего гриппа имеет местное происхождение или пришла из других стран?

– Эта высококонтагиозная инфекция сначала заполыхала в России: новостные агентства сообщают, что 2 сентября карантин по птичьему гриппу объявили в районе Тюменской области и эпидемию болезни выявили в 19 населенных пунктах Омской области, 9 сентября птичий грипп зафиксировали еще в двух селах Омской области, 30 сентября ульяновцев предупредили о возможном заносе вируса птичьего гриппа, 15 октября 2020 очаг птичьего гриппа был выявлен в Томской области… Также ей оказались подвержены и в Челябинске. До Новосибирска инфекция пока не дошла. Как видите, приграничные области РФ оказались во власти болезни гораздо раньше, а потом дикие перелетные птицы по путям миграции занесли ее через границу. Прекратится эпизоотия с наступлением холодов, то есть где-то в ноябре.

– Сейчас, когда пик заболеваемости позади, уже можно подвести некоторые итоги. Каковы ближайшие и отдаленные последствия массового падежа поголовья птиц как в личных подсобных хозяйствах, так и на птицефабриках?

– Я был на всех пострадавших птицефабриках: Бишкульской, ТОО «Алекри», «Адиль кус», кроме  аркалыкской«Агроинтерптица».

Ущерб отрасли нанесен, конечно, значительный. Если говорить о натуральных показателях, то мы недосчитаемся порядка 1,3 млн голов кур-несушек – как у населения, так и на птицефабриках. Соответственно, из-за птичьего гриппа и подорожания зерновых, масличных культур в 2 раза, производство пищевого яйца снизится и получим меньше на 1,5 млрд яиц до конца года.

Что же касается потерь финансовых, то для того, чтобы просто запустить заново эти птицефабрики, нужно влить порядка 1,5 млрд тенге, а может, и все 3 млрд. Эти средства пойдут на дезинфекцию оборудования, его обработку паром, дератизацию, а также завоз новой партии цыплят после всех этих мероприятий, и их доращение до возраста – как минимум 140 суток, когда они начнут нестись. И как вы думаете, останутся ли на неработающем производстве кадры – или люди в преддверии зимы постараются найти себе новую работу, тем более что дефицит профильных специалистов в отрасли очень ощутим, и опытную ответственную птичницу или, к примеру, ветеринара или слесаря, что называется, с руками оторвут на другом предприятии? А что сказать о разрыве производственных цепочек, когда у птицефабрик были ведь и поставщики кормов, и те, кто забирал продукцию под реализацию, – на них эта ситуация разве не скажется?

– Вы упомянули о том, что упадет производство яиц. Как отреагируют другие птицефабрики на эту тенденцию и не останутся ли казахстанские покупатели без этого продукта питания, не придется ли им покупать его втридорога?

– Нет, ситуация выровняется. Уже сейчас потенциальный дефицит покрывают другие российские производители – в птицеводстве при необходимости можно быстро нарастить объемы производства. Как только цена слегка поднялась, все российские поставщики уже начали рассматривать варианты своего присутствия на наших рынках, и, естественно, будут их реализовывать. Если в хорошие времена наши птицеводческие фабрики держали цену ниже, чтобы уберечь свой рынок от российских и белорусских производителей яиц, то теперь это становится затруднительно. Но потребителям не стоит беспокоиться, что они останутся без яиц или, цена будет большая – после насыщения рынка она неизбежно упадет. А вот как казахстанским птицеводам нужно будет строить свою торговую политику для возвращения на отечественные рынки – это большой и интересный вопрос.

– Как вы оцениваете действия причастных к этой чрезвычайной ситуации – Минсельхоза, руководителей предприятий?

– Сейчас, конечно, интересы вышеупомянутых вами участников пересекаются в части выплаты компенсаций. Как вы знаете, пока выплачивают компенсации в полном объеме лишь частным лицам, на подворье которых пришлось уничтожить птицу, – в рамках среднерыночной стоимости уже выплачено порядка 8,9 млрд тенге. С компенсациями же предприятиям дела обстоят непросто: численность компенсированного поголовья со стороны МСХ всячески занижается, под предлогом того, что, дескать, значительная часть поголовья пала от асфиксии по причине неработающей вентиляции, а не от инфекции. Дескать, вы свои механические неполадки списываете на эпизоотию, чтобы получить компенсацию. Но это вынужденная мера – когда уже очевидно, что инфекция распространяется, отключают вентиляцию во всем блоке. Это действительно приводит к гибели птиц, но позволяет остановить распространение инфекции, так что, по моему мнению, за такое поголовье тоже должна быть выплачена компенсация. Ведь согласитесь, это глупо – устраивать падеж птицы, которая каждый день сносит яйца. Эти товарные ценности гораздо больше, чем любая компенсация, которую еще попробуй получить. Резать курицу, несущую пусть не золотые, а простые яйца, ради каких-то сомнительных авантюр, не будет никто в здравом уме.

– То есть нашим птицеводам остается уповать лишь на милость профильного ведомства. А как обстоят дела с ликвидацией последствий подобных форс-мажоров в других странах?

– В других странах принято страховать биологические активы в процессе деятельности, а у нас страховые компании к сельскому хозяйству, птицеводству в частности, безразличны. Например, мне рассказывал директор огромной Иртышской птицефабрики – она как раз расположена на границе между Казахстаном и Россией, как ему повезло, что он застраховал поголовье. Теперь после получения страховых выплат и компенсации от государства он без проблем сможет запустить работу фабрики заново. А, например, в Израиле, без страховки владелец птицефабрики просто не сможет начать работать. Там вообще интересная система – все процессы отданы во власть сторонних организаций: ветобслуживание, снабжение кормами, сбыт, – а владельцу остается лишь решение оперативных вопросов. Он платит чеками этим самым сторонним организациям, которым остается лишь обналичить чеки в банке. Сам же владелец рассчитывается с финансовой организацией после завершения цикла откорма и реализации продукции. В итоге на птицефабрике на 10 тысяч голов непосредственно числятся три человека. А у нас все аспекты работы – от нахождения оборотных средств до ветеринарного обеспечения, от решения кадровых вопросов до поиска дешевых кормов – определяет один человек, директор птицефабрики. Качество управленческих решений при таком подходе будет ниже, согласитесь.

– То есть получается, что эпизоотия птичьего гриппа вскрыла проблемы отрасли, которые в течение долгого времени, что называется, заметались под ковер, а теперь встали во весь рост.

– Да, можно и так сказать. Со времени последней такой массовой вспышки в 2005 году, когда погибло много птицы в личных подворьях населения, но до птицефабрик тогда инфекция не дошла, все причастные успокоились и расслабились. Да, для предотвращения распространения инфекции была выработана программа, которая предусматривала бесплатную для населения вакцинацию домашней птицы в радиусе 20 км от птицефабрик, но насколько реальным было ее выполнение, сейчас сказать трудно. Кстати, не в последнюю очередь отсутствие контроля за ее реализацией и привело к ситуации дефицита с вакцинами – ведь мы не смогли купить нужное количество доз в РФ, поскольку тамошние биокомбинаты работают в первую очередь на нужды своей птицеводческой отрасли, а отечественный научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности выпускал в три раза меньше доз вакцин, и в одночасье увеличить производство на порядки не смог. К тому же ни для кого не секрет, что отечественная вакцина по причине небольших объемов стоит в два с лишним раза дороже, чем российская.

Другая давняя системная проблема – отсутствие в РК отечественного племрепродуктора первого порядка для несушек и бройлеров. Союз птицеводов поднимал ее на всех уровнях, ведь просто немыслимо развивать эффективную отечественную отрасль без наличия специальных хозяйств, где разводят несушек и бройлеров – по два на севере и юге нашей страны. И вот теперь мы столкнулись с дефицитом цыплят: границы с РФ закрыты, а из Европы, в частности из Германии, их завоз будет слишком дорогим. Будь у нас собственные племрепродукторы, такая проблема не стояла бы. Очень обидно – ведь подобный опыт у нас был накоплен в советское время, был и НИИ птицеводства, и племрепродукторы первого порядка, мы просим вернуть то, что было, чтобы вести полноценную научную работу, создавать кроссы кур-несушек и бройлеров, уток, индоуток, которые будут хорошо себя чувствовать в наших условиях. Может быть, сейчас дело сдвинется с мертвой точки.

– К тому же это позволит более эффективно использовать денежные средства, которые сейчас тратятся на покупку вышеперечисленных необходимых компонентов.

– Безусловно. У нас птицеводство обеспечено отечественной только зерновой частью кормов, да и та все время дорожает, а витамины, премиксы, оборудование, цыплята – все имеет импортное происхождение. И это не так безобидно, ведь когда вы приобретаете каких-нибудь нидерландских цыплят, с ними в комплекте идут и специализированное оборудование, и премиксы с витаминами, и прививки, и, как вы догадываетесь, предрасположенность к разным болезням. Собственные научные достижения позволят избавиться от этой зависимости. Например, когда я начинал 50 лет назад работать ветеринарным врачом на птицефабрике, вакцинация проводилась только от болезни Ньюкасла. А теперь список вакцин пополняется с каждым годом. И для ветеринарного врача стоит задача подобрать из них такую, которая покажет наилучшее соотношение цена/эффективность. Это очень непросто.

– Вы говорили об основополагающих, стратегических направлениях. А какие тактические, ежедневные проблемы мешают расцвету отечественного птицеводства?

– Главная головная боль директора любого предприятия в нашей отрасли – постоянное подорожание кормов. Три-четыре года назад мы покупали фуражное зерно по 40–42 тысячи тенге/тонна, а сейчас меньше 82 тысяч тенге/тонна и не найти. И это я не говорю про повышение цен на топливо, электроэнергию, скачки курса доллара, что сказывается критически на ремонте и модернизации оборудования, – у нас же все импортное, помните? 70% себестоимости яиц и мяса приходится на корма. Для решения этой проблемы птицеводы который год просят МСХ создать фуражный фонд – пусть хотя бы половину от имеющейся потребности в 600–700 тысяч тонн кормов можно будет приобрести по твердым осенним ценам, со складов Продкорпорации или  СПК. Периодически  речь заходит о том, чтобы выделять птицефабрикам землю для выращивания кормовых культур, а ведь, к примеру, на юге, в частности в Алматинской области, земли свободной нет. Но на севере и на это уже согласны.

Другая проблема – отсутствие оборотных средств, низкая доступность кредитных ресурсов. Все затраты покрываются из бюджета фабрики, предприятия закредитованы, и на этом фоне только недавно в некоторых областях – Костанайской и СКО – птицеводы стали получать обещанные с начала года субсидии, в урезанном на 50% виде. Потому что пока вышли Правила субсидирования, пока в акимате приняли постановление, а маслихаты его утвердили, выяснилось, что в бюджете денег нет. В который раз отрасль оказалась обойденной. Мы бы хотели, чтобы субсидирование производства продукции сохранилось, и чтобы корма субсидировались. Только так и птицефабрики будут с прибылью, и население сможет приобретать нашу продукцию по доступным ценам.

– Помешает ли птичий грипп открытию 19 птицефабрик по планам МСХ?

– Я думаю, что нет. Просто инвесторам придется в обязательном порядке предусмотреть затраты на вакцинирование поголовья, но в общем объеме это не очень большой процент. В целом же я надеюсь, что из эпизоотии будут сделаны правильные выводы, а не найден повод для самоуспокоения на ближайшие 2-3-5 лет, и к нашим доводам станут не только прислушиваться, но и реализовывать предложения птицеводов на практике для благополучия всех участников рынка.

– Спасибо за интервью.

Записала Татьяна Смелова

Источник: https://agbz.kz

cock

 Ежегодный Форум Птицеводов

Оставить заявку

Союз Птицеводов Казахстана @

Создание сайтов Astana-IT